Прокат автомобилей без водителя
Аренда автомобилей с водителем
Транспортное обслуживание организаций
Однодневные туры по «Золотому Кольцу» из Москвы
Москва, Ленинградский проспект, д.37к9. RentExpress.

Автомобили в прокат

Эконом класс без водителя
Nissan Micra 1.2 АТ
Компакт класс без водителя
Hyundai Solaris 1.4 AT
Hyundai Solaris 1.6 АТ
Volkswagen Polo 1.6 АТ
Hyundai Solaris 1.4 АТ NEW
Hyundai Solaris 1.6 АТ NEW
Бизнес класс без водителя
ŠKODA Octavia 1.6 АТ
Nissan Teanа II 2.5 AT
Toyota Camry 2.0 AT
Nissan Teana III
Автомобиль с водителем
Hyundai Solaris с водителем
Hyundai Solaris NEW с водителем
Volkswagen Polo с водителем
Skoda Octavia с водителем
Nissan Teana II с водителем
Toyota Camry с водителем
Nissan Teana III с водителем
Микроавтобус с водителем
Hyundai H-1 с водителем
 

   Новости автомира
17.02.2007

Автомобильный рынок в 2006 году: продажи в США, Европе, России и Челябинске


Автомобильный рынок в 2006 году: продажи в США, Европе, России и Челябинске I. США и Европа Еще несколько лет назад ситуацией на мировых и европейских автомобильных рынках у нас особо не интересовались даже те, кто профессионально занимался автомобильным бизнесом. Сегодня же картина абсолютно иная. Вопросы о том, что берут “у них”, все чаще начинают задавать даже рядовые потребители. Попробуем в этом разобраться. Начнем наш анализ с самого большого автомобильного рынка мира – американского. За период январь сентябрь 2006 года в США, по данным Ward”s AutoinfoBank, было продано 12 669 680 новых легковых автомобилей (включая внедорожники и пикапы). Что и говорить, объемы продаж действительно впечатляющие. Для сравнения: за тот же период, по данным Европейской ассоциации автопроизводителей (ACEA), в Европе было реализовано 11 848 112 легковых автомобилей (93,5% от объемов рынка США), а емкость российского рынка, по данным Росстата, за 9 месяцев текущего года составила 1 359 558 автомобилей (10,7% от объема американского рынка). Что касается США, то в табл.1 приведены данные о продажах легковых автомобилей за период январь сентябрь 2006 года. Комментируя их, американские автомобильные СМИ особо выделяют следующие моменты. 1) Пока текущий год для автомобильных компаний в целом складывается нелегко. Достаточно сказать, что за 9 месяцев 2006 на рынках США продажи по сравнению с аналогичным периодом прошлого года снизились на 3,8%, что в абсолютном измерении составляет 493701 автомобиль. 2) Доля собственно американских компаний на рынке США в настоящее время составляет немногим больше 50% (рис.1), и при этом она постоянно сокращается (за аналогичный период прошлого года этот показатель равнялся 56,1%). А вот присутствие на рынке азиатских компаний и, прежде всего японских, напротив, все время увеличивается (за 9 месяцев 2005 года – 38,3%, за 9 месяцев 2006 года – 40,0%). Что касается европейских производителей, то их грандиозные планы “покорения Америки” пока остаются лишь планами, и их совокупное присутствие на рынке вот уже несколько лет не превышает 5,0 6,0%. 3) Компании Toyota удалось сделать то, что еще пять лет назад казалось невозможным – разбить “большую американскую тройку” (General Motors, Ford, Chrysler). Увеличив за год свою долю на рынке на 3% (16,5% – за январь­сентябрь 2006 года, против 13,5% – за аналогичный период 2005 года), японцы прочно обосновались на третьем месте во всеамериканском “табели о рангах”, вытеснив с него Chrysler Group и менее процента уступив Ford Motor Company, находящейся на втором месте. Что покупают американские потребители в 2006 году? В табл.2 приведена десятка самых продаваемых в США моделей легковых автомобилей, (по данным о продажах в январе сентябре 2006 года). Любопытно, что две модели из этой десятки (Toyota Corolla и Ford Focus) входят и в десятку самых продаваемых иностранных автомобилей в России, а еще одна (Toyota Camry) занимает у нас 13 место в рейтинге популярности у потребителей. Так что, оказывается, пристрастия россиян и американцев начинают совпадать. Во всяком случае, в том, что касается автомобилей. Иная картина в Европе, там заметные колебания на автомобильном рынке в последние годы практически отсутствуют. Так, за январь сентябрь текущего года, как уже отмечалось выше, было продано 11 848 112 автомобилей, что на 0,1% больше, чем за такой же период прошлого года (11 841 225 машин). Интересно, что европейцы в своем выборе проявляют гораздо большее разнообразие, чем американцы, поэтому ни одному из брендов не удается контролировать более одиннадцати процентов рынка (табл.3). II. Россия За девять месяцев текущего года в России было продано 1 359 558 легковых автомобилей. Это уже больше, чем было реализовано за весь предыдущий год. В последнее время российский автомобильный рынок приобретает все больший вес и значение. В подтверждение этого приведем такой факт: по объемам продаж за январь сентябрь 2006 года наш рынок является пятым в Европе. Впереди нас находятся: Германия – продано 2 544 675 автомобилей, Великобритания – продано 1 901 888 машин; Италия – 1 798 391 и Франция – 1 518 367. Структура отечественного рынка легковых автомобилей приведена на рис.2. Видно, что в 2006 году произошло весьма знаменательное событие – объем продаж автомобилей зарубежного производства, если таковыми считать и машины иностранных марок, собираемые в России (в самом деле, оттого что Ford Focus или Renault Logan делают в России называть их отечественными будет некорректно), в абсолютном выражении превысил объем реализации российских машин. Если же оценивать российский автомобильный рынок в денежном выражении, то ведущую роль на нем, по данным экспертов “Автоизвестий”, уже давно играют зарубежные производители (рис.3). О том, что российский автомобильный рынок постепенно переходит под контроль “иностранцев”, свидетельствуют и данные Росстандарта о производстве легковых автомобилей в России в текущем году (табл.4). Видно, что за исключением “АвтоВАЗа”, все остальные наши заводы снизили объемы производства, в то время как российские предприятия, занимающиеся сборкой “иномарок”, напротив, существенно его нарастили. Как считают специалисты, сокращение объемов производства нашими автозаводами во многом объясняется тем, что практически все они переживают сейчас мучительный процесс смены модельного ряда. Но показательно то, что фактически все отечественные производители, не имея в наличии ни конструкторских, ни технологических заделов, переходят или собираются переходить на выпуск иностранных моделей. Так, Горьковский автомобильный завод купил лицензию на производство автомобилей марки Chrysler, “ИЖ Авто” уже работает с Kia, Завод микролитражных автомобилей (г. Набережные Челны) собирает внедорожники Ssang Yong и приступает к выпуску Fiat. Кроме “АвтоВАЗа”, верным своей марке и модели, остается лишь Серпуховской автозавод (СеАЗ). Но и тут без иностранного участия не обошлось: выпуск “Оки” фактически спасли китайцы, согласившиеся поставлять на завод в Серпухов недорогой, но при этом относительно мощный мотор, да к тому же и соответствующий нормам Евро 2. Поэтому какое то время автомобили марки “Ока” еще будут существовать. Особо остановимся на рынке иностранных легковых автомобилей. За январь сентябрь 2006 года, по данным Ассоциации Российских автомобильных дилеров, у нас было продано 685759 иностранных машин, считая и “иномарки”, собранные в России. Это уже на 12,8% превышает объем продаж тех же категорий автомобилей за весь 2005 год. Так что бурный рост рынка, отмеченный еще в 2004 2005 гг. (рис.4), продолжается. Эксперты прогнозируют, что суммарный прирост рынка за текущий год составит 4550%. Причем, продажи, в отличие от прошлых лет, выросли по всем брендам (табл.5). О повышении значения отечественного автомобильного рынка самым наглядным образом свидетельствуют, например, то, что каждый второй автомобиль марки Mitsubishi, из числа проданных в Европе, был реализован в России, а практически каждый третий Hyundai в Европе приобрел российский потребитель. Анализируя структуру отечественного рынка, стоит особо отметить опережающий прирост объемов реализации автомобилей, собираемых на территории России. Так, ровно половина моделей из первой рейтинговой десятки (табл.6) собирается на заводах, расположенных в России – Ford Focus, Renault Logan, Chevrolet Niva, Hyundai Accent, Kia Spectra. Еще две модели – Daewoo Nexia и Chevrolet Lanos – выпускаются в странах СНГ. Можно с полной уверенностью утверждать, что доля “русских иномарок” на рынке будет возрастать и далее. III. Челябинск Согласно данным Ассоциации “Челябинские автомобильные дилеры” за январь сентябрь 2006 года емкость регионального автомобильного рынка составила почти 32 тысячи автомобилей, что уже превышает объем продаж новых автомобилей за весь прошлый год. При этом на общероссийском фоне наш рынок не такой уж большой и составляет всего 2,4% от объема отечественного рынка. Однако в одном из своих предыдущих обзоров регионального автомобильного рынка (см. “VIP Авторынок” №15/2006) мы уже отмечали, что этот показатель не отражает полной картины, поскольку львиная доля российского автомобильного рынка сосредоточена в Москве и С. Петербурге, где, по разным оценкам, продается от 55% до 65% всех автомобилей. А вот если из общероссийских данных вычесть долю двух столиц, то “ниша” Челябинска увеличивается до 6,57,0%, а это уже вполне серьезный показатель. Более того, возможно, кому то это покажется и удивительным, но наш региональный рынок уже можно сравнить с национальными автомобильными рынками некоторых европейских государств. Так, у нас за январь сентябрь текущего года автомобилей было продано намного больше, чем в Эстонии (18733), Латвии (17660), Исландии (14599) и Литве (9990). Несложные вычисления позволяют оценить финансовый оборот регионального рынка новых автомобилей. Для этого достаточно воспользоваться данными, приведенными на рис.3. После несложных вычислений получается, что оборот регионального рынка за период январь сентябрь текущего года достиг 500 миллионов долларов, что является самым наглядным показателем серьезности его экономического веса. Структура регионального рынка очень близка общероссийской. При этом бурный рост продаж автомобилей иностранного производства отмечается и у нас (рис.5). Что же касается пристрастий челябинских потребителей к тем или иным маркам иностранных машин, то они несколько отличаются от общероссийских, что хорошо видно по данным о рыночных долях ведущих мировых брендов на нашем рынке (табл.7). Справедливости ради отметим, что многие челябинские дилеры не связывают результаты продаж и популярность того или иного бренда, поскольку в течение всего текущего года наблюдался явный дефицит автомобилей. В то же время следует отметить, что в региональном рейтинге популярности такие марки, как Toyota, Renault, Daewoo, Ford и Volkswagen занимают более высокие позиции, чем по России в целом. Большая заслуга в этом принадлежит дилерским компаниям – “Тойота Центр Челябинск” (Toyota), Автоцентр “Сатурн” (Renault), “Планета Авто” (Ford) и “Автоцентр Керг” (Volkswagen), продвигающим их на местный рынок. Успех Daewoo, который на протяжении последних пяти лет неизменно входит в число самых популярных брендов, большей частью объясняется низким уровнем отпускных цен на автомобили этой марки. Таким образом, результаты продаж (за период январь сентябрь 2006 года) свидетельствуют о практически полном совпадении тенденций, наблюдаемых на региональном и общероссийских автомобильных рынках. Принимая во внимание сложившуюся в стране благоприятную экономическую конъюнктуру, можно утверждать, что в ближайшей перспективе (то есть до конца текущего года) рост рынка продолжится. А. Рулевский, канд. техн. Наук

Вернуться назад