Прокат автомобилей без водителя
Аренда автомобилей с водителем
Транспортное обслуживание организаций
Однодневные туры по «Золотому Кольцу» из Москвы
Москва, Ленинградский проспект, д.37к9. RentExpress.

Автомобили в прокат

Эконом класс без водителя
Kia Picanto
Компакт класс без водителя
Volkswagen Polo 1.6 АТ
Hyundai Solaris 1.4 АТ
Kia Rio 1.4 АТ
Hyundai Solaris 1.6 АТ
Kia Rio 1.6 АТ
Kia Rio X-Line 1.6 AT
Kaiyi E5 2023 AT
Chery Tiggo 4 PRO 2023 AT
Geely Coolray 2023 AT
Бизнес класс без водителя
ŠKODA Octavia 1.6 АТ
Nissan Teana III
Toyota Camry
FAW Bestune B70 2023 AT
Автомобиль с водителем
Hyundai Solaris с водителем
Volkswagen Polo с водителем
Skoda Octavia с водителем
Kaiyi E5 2023 AT с водителем
Nissan Teana III с водителем
FAW Bestune B70 с водителем
Микроавтобус с водителем
Hyundai H-1 с водителем
 

   Новости автомира
11.01.2007

Прокат авто перестал быть привилегией иностранцев


 

Кто из нас не видел в голливудских блок-бастерах захватывающую сцену погони, когда преследуемый шайкой гангстеров герой с легкостью уходит от погони, сидя за рулем взятого напрокат автомобиля? Небрежно оставляет сослуживший службу автомобиль в аэропорту, чтобы оторваться от погони на самолете…

Не знаю, как других, а меня всегда интересовал вопрос: неужели за рубежом взять машину напрокат так же просто, как у нас — видеокассету? И тем более — оставить ее в любой точке своего маршрута?

Блицопрос, проведенный мною среди знакомых, показал, что подавляющее большинство опрошенных не подозревают о существовании в Украине проката автомобилей. А ведь существует этот вид бизнеса уже давно — примерно с середины 90-х годов, оставаясь как бы за пределами информационного поля.

В чем секрет парадокса? Оказывается, до сих пор основной клиентурой украинских прокатных фирм, расположенных в столице и крупных городах — Донецке, Львове и Одессе, — являлись преимущественно иностранные граждане. И только в последние два года, по оценке специалистов, интерес к этому бизнесу со стороны отечественного клиента резко пошел в гору…

Сегодня на мировом рынке проката автомобилей лидерство принадлежит Hertz Corporation, которая делит его вместе с двумя своими крупнейшими конкурентами — компаниями Avis и Eurocar. Парк компании составляет 550 тыс. автомобилей. Ежегодно сотрудники Hertz подписывают более 30 млн. контрактов. Avis имеет 200 тыс. авто и заключает 15 млн. контрактов. В самих США Hertz соперничает не только с Avis, но и с компаниями Budget, Thrifty, Rent-a-Car и Dollar, ориентированными на более экономных клиентов.

Низкий старт

В Украине прокатный бизнес еще пребывает в младенческом возрасте. Тогда как американцы еще в 1918 году поняли, что это дело выгодное. Идея давать автомобили в прокат посетила 22-летнего выпускника чикагского университета Уолтера Джекобса.

Пионер этого рынка услуг, купив несколько подержанных фордовских автомобилей и небольшой участок земли под офис и парковку, менее чем за год удвоил свой автопарк.

Ремонтировал и красил первые машины глава фирмы собственными руками, но вскоре начал расширять свое дело, нанимая десятки, а затем и сотни сотрудников. Система муниципального транспорта Чикаго просто не могла обслужить огромную территорию и массу приезжих, а автомобили в США стоили в то время дорого. Поэтому даже без рекламной раскрутки офис Джекобса был буквально завален заказами.

В 1927 году о прокате автомобилей знали по всей Америке, а предприимчивый американец открывал филиалы в разных городах страны, увеличив оборот компании до 1 млн. долл. Стремительно растущий бизнес поторопился выкупить другой воротила американского автомобильного мира — в прошлом сын бедных эмигрантов из Европы, владелец таксомоторной компании Джон Херц.

С этого момента и началось победное шествие проката автомобилей по всему миру.

Пятьдесят на пятьдесят

— Наша фирма занялась прокатом автомобилей, когда в Украине об этом еще мало кто знал, — рассказывает менеджер киевской компании «Сан Сервис» Андрей Форий. — Подобные сервисные компании начали появляться в стране в 1997—98 гг. Сейчас рынок уже заполнен — только в Киеве работает три-четыре крупных и несколько небольших компаний. За последние два года резко увеличилось количество заказов от наших соотечественников, сейчас число украинских клиентов составляет около 50%, хотя еще недавно подавляющее большинство заказчиков были иностранцами…

Чаще всего прокатные фирмы специализируются на том или ином контингенте. «Сан Сервис», например, обслуживает представителей среднего класса — тех, у кого есть личный автомобиль, но он находится в ремонте или понадобилось дополнительное авто. Поэтому и марки машин здесь подбирают соответствующие: это модели эконом и среднего класса, например, ВАЗ 2109 и Chevrolet Aveo, которые пользуются спросом у клиентов. «Навороченными» моделями бизнес-класса — для особых случаев — занимаются другие компании.

Возрастной контингент клиентов «Сан Сервис» — иностранные граждане среднего возраста (это бизнесмены, которые приезжают в нашу страну) и молодые украинцы от 30 лет. При этом возрастные ограничения фирмы предусматривают разрешение на прокат с 21 года и со стажем вождения не менее трех лет.

Кстати, прокатчики во всех странах устанавливают минимальный возраст арендатора. При этом, чем дороже машина, тем выше минимально допустимый возраст и стаж вождения. Например, на аренду некоторых компактных автомобилей (Peugeot 206, VW Beetle, Mercedes A-klasse) может претендовать водитель старше 18 лет, с опытом вождения до года, но чтобы взять напрокат машину класса premium (BMW 5-series, Mercedes Е-klasse) необходимо не менее трех лет вождения и возраст 25 лет.

И хотя у нас многие верят, что взять авто напрокат в США может первый встречный, на самом деле клиенту в обязательном порядке там нужно иметь две вещи: водительские права и банковскую карточку. Правила проката в Украине те же, хотя имеют ряд особенностей.

Как и за рубежом, отечественные прокатные фирмы работают с клиентом при наличии одной из четырех основных пластиковых карточек платежных систем Visa, Master Card, Eurocard и American Express. На карточке должна быть сумма, перекрывающая сумму аренды и залога, во многих странах — это 300—3000 долл., в зависимости от компании и автомобиля. А для аренды автомобиля класса premium в тех же США потребуются две кредитные карточки разных систем, например Visa и American Express. В Украине заказчика попросят предъявить, кроме того, паспорт и даже… идентификационный код.

Специалисты утверждают, что даже такие меры предосторожности не могут уберечь прокат от вандализма или еще каких-то ЧП. Например, в последнее время в Киеве были случаи невозврата арендных автомобилей. В таких ситуациях приходится обращаться за помощью в ГАИ.

Цены за прокат автомобилей в Украине приближаются к мировым: например, Chevrolet Aveo обойдется киевскому арендатору 65 евро в сутки. Для сравнения: за рубежом в крупных прокатных конторах день аренды малолитражки (Citroen C2, Peugeot 206) стоит 35—45 евро, машина «гольф» класса (VW Golf, Mercedes B-klasse) обойдется в 60—70 евро, а за машину представительского класса (BMW 5-series, Audi A6) нужно платить 75—90 евро.

Самый недорогой украинский вариант — ВАЗ 2107 — обойдется киевлянину в 45 долл. за сутки. В то же время за машины эконом-класса (Fiat Panda, Ford Fiesta или Ford Escort) арендатор в Великобритании платит 40—50 долл. в сутки, в Германии — 30—50, в Нидерландах — 45—60, в Бельгии 30—50, в Швейцарии — 70—80, в Италии — 40—50, в Испании — 35—50 долларов.

Цены в отдельно взятой стране зависят от месторасположения прокатной фирмы, например, минимальная цена за прокат авто в Париже — от 70 евро в день, а в целом по Франции — 50 евро.

В каждой стране берут отдельную плату за дополнительные удобства — кондиционер, детское сиденье и т.д. А если клиент хочет «шикануть» — пожалуйста, за 476 евро в неделю в Испании можно взять Peugot Cabriolet, правда, его отдадут только в руки клиента старше 30 лет.

Замахиваться на такое нашим автолюбителям трудно — даже в родном Киеве цены за прокат машины адаптированы на среднестатистического европейца.

По Европе с риском для жизни

Недавно в Европе разразился громкий скандал: немецкий автомобильный союз (ADAC) протестировал машины 58 фирм, специализирующихся на прокате авто. Поводом к исследованию послужили многочисленные сигналы клиентов подобных фирм о низком качестве предоставляемых услуг.

Результаты тестов буквально шокировали: по мнению специалистов ADAC, в 40% случаев арендованные автомобили, которые сдаются для летнего отдыха, не соответствуют требованиям безопасности.

Отечественным путешественникам небезынтересно будет узнать с чем им доведется столкнуться, арендуя машину за рубежом. Как оказалось, у большинства прокатных авто изношенные и поврежденные шины, не отрегулировано рулевое управление и недостаточно надежные тормоза…

Из 58 протестированных фирм лишь семь были признаны, как очень хорошие, 27 — хорошие и три удостоились удовлетворительной оценки. Еще 9 фирм признаны как «рискованные» и 12 — «аварийно опасные». Так, арендуя автомобиль в Италии, Португалии, Греции и Испании, можно чувствовать себя достаточно уверенно, а вот в Турции существует большая вероятность того, что вам предложат автомобиль с повышенным риском эксплуатации.

— Друзья посоветовали мне перед отъездом за рубеж поискать на сайтах недорогие конторы по автопрокату. Цены у них на 30—40% ниже, чем в крупных фирмах, — рассказывает автолюбитель Андрей К. — Я обнаружил, что можно взять Fiat Seicento всего за 160 долларов, а Renault Clio за 180 долларов в неделю. Приехав в Турцию, выяснил, что есть машины и подешевле, а взять их напрокат можно даже без кредитки и водительских прав. Буквально через день взятая в таком бюро машина вышла из строя, отпуск был испорчен, а я радовался лишь одному — что не попал в ДТП…

— Обязательства перед клиентами заставляют нас обновлять автопарк только новыми машинами, — комментирует Андрей Форий, — в большинстве своем европейскими моделями. Обращаем внимание на то, что диктует рынок, спрос и современные тенденции. Все машины застрахованы и издержки в случае аварии (если все условия контракта были соблюдены клиентом) покрываются за счет страховой компании. Исключение — если за рулем был человек, не оговоренный в контракте. В договоре есть ряд пунктов относительно соблюдения правил безопасности, трезвости за рулем, а также пункт о косметических повреждениях по вине клиента. С арендованной машиной нужно быть трижды осторожным, поэтому поломки по вине арендаторов крайне редки, а какие-либо неисправности мы расцениваем как собственную вину — значит, где-то автомобиль был технически неподготовлен. Перед заключением контракта клиент имеет право ознакомиться с актом приема автомобиля (т.е. его состоянием), за рубежом это называется check-list. Кроме того, уважающие себя фирмы имеют «точки технической помощи» в других городах — на договорных условиях с местными станциями техобслуживания.

Планируя путешествие на арендованном авто, нужно учитывать ряд нюансов, например, летом, в разгар сезона, цены за аренду вырастают на 10—30% во всех странах. Поэтому заказ на август дешевле сделать в апреле. Зато если заказать авто летом на декабрь, можно понести убытки. Цены в ноябре упадут для всех, кроме вас.

Страховка, оформленная на автомобиль, действует лишь на территории определенных государств, поэтому за их пределами все убытки клиент будет выплачивать из собственного кармана.

Особенно боятся автолюбители страховок со словом «франшиза» — это значит, что в случае аварии страховая фирма будет оплачивать ущерб лишь с определенной суммы (например, свыше 400—700 долл.) За более мелкие страховые случаи клиент платит сам.

Заключая контракт, проверьте тариф — его часто привязывают к суточному пробегу, например, ограничивают 100 км в день. За превышение лимита берется дополнительный сбор.

Чем длительней срок аренды, тем ниже суточная плата, например, Opel Vectra в Киеве обойдется 75 евро за 1 сутки и 58 евро в день — более чем за 10 суток.

Не забывайте, что в Европе действует система штрафов. В некоторых странах (например, на Кипре) штраф взимается за каждый час задержки в размере 20% стоимости суточного проката.

Почти как в Голливуде…

Возвратимся к лихо брошенному в разгар погони автомобилю. Действительно ли за рубежом так просто оставить машину в аэропорту?

Еще легендарный Джон Херц заметил, что его клиент тот, кто экономит время и пользуется автопрокатом. В аэропорту его услужливо ждал прокатный пункт Hertz Drive-Yourself с определенными условиями проката, парком автомобилей и хорошими расценками.

Сотрудничество с ведущими авиакомпаниями (система скидок Fly/Drive для тех, кто, покупая авиабилеты, одновременно «подписывался» и на услуги Hertz) обеспечило ему гарантированную клиентуру.

В начале 70-х гений американского прокатного бизнеса ввел в строй единый национальный информационный центр Hertz в Оклахома-Сити, который позволял делать заказы круглосуточно и в любой точке земного шара.

Позже 100 пунктов проката в крупнейших аэропортах и деловых центрах США и Канады были оснащены компьютерными терминалами с сенсорными картами местности. Клиенту было достаточно прикоснуться к требуемому пункту назначения, и терминал высвечивал оптимальный маршрут. Была разработана также система Instant Return, позволяющая менеджеру, вооруженному карманным компьютером, за несколько минут принять машину у клиента, спешащего на авиарейс.

В конце 90-х Hertz первой среди конкурентов начала оснащать прокатные автомобили системой глобального позиционирования корпорации Magellan. Подключенная к собственной разработке Hertz — терминалам бортовой навигационной системы NeverLost, система Magellan в любое время может сообщить водителю его точное местонахождение, вместе с альтернативными вариантами подъезда к намеченной цели…

В наши дни машину, взятую у Hertz, например в Италии, можно вернуть в любом другом итальянском городе. Стоить это будет на 45 евро дороже, независимо от срока. Seat Ibiza, взятый в Афинах на неделю за 223 долл., при сдаче в Салониках подорожает до 362 долларов. У Budget обойдется в 68 евро сверх стоимости.

При возврате машины в другой стране цены становятся просто фантастическими. К тому же они сильно зависят от такой несущественной на первый взгляд детали, как наличие аэропорта в городе возврата. Если доехать от столицы Италии до Франкфурта и там оставить машину, цена увеличится на 116 евро. А если сдать машину в Аахене, где аэропорта нет, придется выложить дополнительно целых 413 евро.

Компания Eurocar допускает возврат автомашины в другой стране только при условии, что срок аренды — пять и более дней. При этом сумма арендной платы увеличится на 50—1500 евро. Все зависит от класса автомобиля, расстояния между странами и наличия аэропорта в конечном пункте поездки.

В Украине клиент должен оговорить место и время возвращения автомобиля еще при заключении контракта, а обо всех изменениях в графике заранее сообщить по телефону. Машину и ключи от нее необходимо лично вручить представителю фирмы. Так что уйти от гангстеров на арендуемой машине вам, похоже, не удастся…

 

 

Вернуться назад